Нарушения требований охраны труда: 10 ошибок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения требований охраны труда: 10 ошибок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Получение результатов медосмотра

Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.

Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Штрафы за отсутствие медосмотра

Область нарушения

Вид нарушения

Наказание

Основание

Охрана труда

Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке:
— обучения и проверки знаний требований охраны труда;
— обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного);
— обязательных психиатрических освидетельствований

Для должностных лиц — штраф от 15 тыс. до 25 тыс. руб.

Для предпринимателей — штраф от 15 тыс. до 25 тыс. руб.

Для организаций — штраф от 110 тыс. до 130 тыс. руб.

Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП

Штрафы за непроведение медосмотра в организации

А обязательно ли вообще прохождение предварительного/периодического медосмотра? Если к работе был допущен сотрудник без прохождения медосмотра, либо с выявленными к данному виду деятельности противопоказаниями, работодатель должен понести за это ответственность и выплатить штраф в размере:

  • 15 000 — 25 000 рублей на должностное лицо;
  • 15 000 — 25 000 рублей на индивидуального предпринимателя;
  • 110 000 — 130 000 рублей на юридическое лицо.

Если сотрудник был принят на работу без медосмотра повторно, штрафные санкции увеличиваются:

  • 30 000 — 40 000 руб. либо дисквалификация на 1-3 года для должностных лиц;
  • 30 000 — 40 000 рублей для ИП или административным приостановлением деятельности до 3 месяцев;
  • 100 000 — 200 000 рублей или приостановление деятельности организации на период до 3 месяцев.

Ответственность работодателя за допуск к работе работников без медосмотра

Если работник обязан явиться на медосмотр и пройти его, то работодатель в свою очередь – должен правильно организовать его прохождение работником: заключить договор с медицинской организацией, выдать работнику направление, оплатить услуги медоорганизации, предоставить ему выходные дни для этого и т.д. Руководствоваться при этом необходимо Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров, утвержденным приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (действует с 01.04.2021). Пренебрежение этой обязанностью в любом случае является правонарушением со стороны работодателя, а вот к какой ответственности он может быть привлечен – административной или уголовной – зависит от тяжести нарушения и наступивших последствий.

Далее рассмотрим подробно, какие нарушения законодательства о медосмотрах чаще всего допускаются работодателями и какая ответственность за них предусмотрена.

Таблица штрафов по ОТ

Основание Ответственный Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 2000 до 5000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 2000 до 5000

На юрлиц

От 50 000 до 80 000

Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 5000 до 10 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 5000 до 10 000

На юрлиц

От 60 000 до 80 000

Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 15 000 до 25 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 15 000 до 25 000

На юрлиц

От 110 000 до 130 000

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 20 000 до 30 000

На юрлиц

От 130 000 до 150 000

Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

На юрлиц

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 20 000 до 30 000

На юрлиц

От 70 000 до 100 000

Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность)

От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На юрлиц

От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Сокрытие страхового случая

Статья 15.34 КоАП РФ

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа.

На граждан

От 300 до 500

На должностных лиц

От 500 до 1000

На юридических лиц

От 5000 до 10 000

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа.

На должностных лиц

От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

От 30 000 до 50 000

На юридических лиц

От 100 000 до 200 000

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры: сумма и особенности получения

В 2021 году будут отменены избыточные требования к медосмотру сотрудников

Поэтому отличная новость для всех работодателей – предварительные и периодические медицинские осмотры для персонала, работающего за ПЭВМ, вскоре могут отменить. Уведомление о разработке соответствующих поправок в Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2021 № 302н опубликовано на федеральном портале проектов НПА . Приложение № 1 данного документа как раз содержит ссылку об обязательной идентификации физического фактора «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ» у работников, чья трудовая деятельность связана со считыванием и вводом информации больше 50 % рабочего дня. Это типично для профессий бухгалтера, юриста, специалиста отдела кадров и т.д.

Инициаторы поправок полагают, что наличие такого фактора было характерно для компьютерных мониторов с электронно-лучевой трубкой, которые в современной действительности отыскать очень трудно. Нынешние жидкокристаллические экраны имеют сертификат соответствия требованиям безопасности. Соответственно, и риск получения производственных травм и профессиональных заболеваний от них минимален.

Штраф За Непроведение Медосмотра В 2021 Году

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2021 г. не в полном объеме, Министерство труда и социальной защиты РФ в своем письме от 1 июня 2021 года № 15-4/10/В-4010 просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2021 г. на территории субъекта Российской Федерации.

Размер штрафа за непрохождение медосмотра

Работодатель полагал, что соответствующая норма распространяется только на организации, деятельность которых связана с реализацией пищевых продуктов. Кроме того, работники, проведение медицинских осмотров которых не было организовано, занимались административной работой и не участвовали непосредственно в реализации продукции.

Ответственность за отсутствие данного документа (или если просрочен) несут как водители, допустившие соответствующее нарушение, так и должностные лица, которые ответственны за допуск ТС к перевозкам. ТК РФ. Следовательно, если у него нет уважительной причины для такого отказа, то его действия являются дисциплинарным проступком, за который работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выше представлен основной перечень профессий, требующих неукоснительного проведения полного медицинского осмотра и оформления санитарной книжки. Представители таких профессий, а также отдельных отраслей промышленности обязательно проходят медосмотр от 3 до 4 раз в год.

Все суды, отменяя вышеупомянутое постановление, руководствовались одним и тем же обстоятельством. Органы Роспотребнадзора не указали в постановлении по делу об административном нарушении всех обстоятельств рассматриваемого дела.

В частности, приказом №302н, например, предусмотрена обязательность медосмотра для всех работников, чье исполнение рабочих обязанностей связано с нахождением более половины установленного рабочего дня за персональными компьютерами и аналогичными техническими устройствами.

Игнорирование сроков или процедуры профосмотра

При временной нетрудоспособности (оформление больничного листа) срок обследования должен быть продлен. За отказом работника без уважительной причины должны последовать выяснения причин, дисциплинарная ответственность.

Направив сотрудника в медицинское учреждение по приказу, руководитель обязан контролировать исполнение распоряжения. Если дисциплинарное взыскание не последует, так как руководитель не посчитает нужным, устранение от работы – обязательное условие данного проступка.

Порядок отстранения не регламентируется законом, также как и срок, в течение которого он должен быть соблюден. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение работодателю. Чаще это срок от трех до семи дней. Чем быстрее будет пройден медосмотр, тем раньше сотруднику восстановят полноценную оплату труда — это в интересах самого работника. Если во время отстранения наступил период нетрудоспособности по больничному листу, выплаты производятся на общих основаниях.

Кроме отстранения и не подписания трудового договора можно применять форму дисциплинарного наказания – увольнение, его используют при повторном взыскании.

Штраф в качестве наказания в данном нарушении трудовой дисциплины не предусмотрен.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель имеет право отстранить сотрудника от исполнения своих обязанностей без обязательного освидетельствования врачом психиатром или по противопоказаниям медучреждения. За неявку на обязательное обследование могут уволить или наказать за прогулы, если нет уважительной причины пропуска визита в медучреждение.

В видео подробно описывается законный порядок прохождения медосмотра при приеме на работу.

Что делать с сотрудником, не прошедшим медосмотр?

Выше уже отмечалось, что работодатель имеет полное право отказать в заключении трудового договора в связи с непрохождением медосмотра, если же осмотр не пройден работающим сотрудником произвести его отстранение от работы. При этом, согласно ч. 3 ст. 76 ТК, период отстранения не подлежит оплате, если в данном обстоятельстве виноват сотрудник. Можно ли также привлечь сотрудника к ответственности в этом случае?

Проходить медосмотры — обязанность работника (ст. 214 ТК РФ). За ее неисполнение без уважительных причин можно наложить дисциплинарное взыскание с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 193 ТК РФ. Такой вывод следует из постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 (подп. «в» п. 35). Если после первого взыскания сотрудник так и не пройдет врачебный осмотр, то можно его уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — и судебная практика только подтверждает такой подход (см. апелляционное определение Московского горсуда от 04.08.2016 по делу № 33-30043/2016). Штрафа за непрохождение медосмотра для нерадивых сотрудников законом не предусмотрено.

Таким образом, работодатель обязан организовывать и оплачивать, а работник — проходить медосмотры. В случае неисполнения этих обязанностей каждая из сторон трудовых отношений может быть привлечена к различным видам ответственности.

Читайте также:  Расторжение брака по инициативе одной стороны

Утвержден новый порядок проведения медосмотров

По ходу сравнительного анализа мы дадим пошаговый алгоритм действий, примеры заполнения форм документов по новым требованиям и вы сможете сразу скачать их электронные версии.

ШАГ 1 ПРОВЕДИТЕ РЕВИЗИЮ ИМЕЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТОВ
Подготовьте для работы (желательно электронные формы) документов, регламентирующих проведение медосмотров на сегодняшний день в вашей организации (положение, список контингентов, поименный список, бланки направлений на МО, форму журнала регистрации выдачи направлении на МО и заключений по результатам его прохождения, приказ об их утверждении).

Поскольку процедура проведения МО — часть СУОТ, то не следует ее ломать. Пересмотрите списки и сам порядок проведения в части нововведении по срокам, электронному документообороту и все.

Если их нет, не расстраивайтесь. Не придется ничего переделывать (сарказм).

ШАГ 2 СФОРМИРУЙТЕ БАЗУ ЭЛЕКТРОНЫХ ВЕРСИЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ
ШАГ 3 СОРИЕНТИРУЙТЕСЬ В ТРЕБОВАНИЯХ НОВЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С МАСШТАБОМ «БЕДСТВИЯ»
ШАГ 4 СОСТАВЬТЕ СПИСКИ
ШАГ 5 ОФОРМИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ШАГ 6 ПОЛУЧИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ/ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ И РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЙ

Теперь разберём подробнее каждый из шагов.

Психиатрическое освидетельствование работников в 2021 году!

Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для организаций, проводящих СОУТ, также предусмотрена административная ответственность. В случае нарушения установленного порядка проведения процедуры на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей.

Положения ст. 143 УК РФ для лиц, на которых была возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда, устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Умышленный допуск к труду лица, не прошедшего обязательный осмотр врачей (равно как и имеющего противопоказания к работе) при определенных условиях может повлечь обвинительный приговор по указанной статье. Это возможно, если действия виновного находились в причинной связи с наступлением последствий в виде как минимум причинения тяжкого вреда здоровью одного человека.

На работодателя возложена обязанность по организации (в т. ч. выдаче направлений) и оплате всех видов медосмотров и освидетельствований, предусмотренных ТК РФ (п. 11 ч. 2 ст. 212). Одновременно он обязан не допускать к работе лиц, не прошедших указанные медицинские обследования (п. 12 ст. 212 ТК РФ).

Отметим, однако, что в правоприменительной практике на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу о том, может ли само по себе наличие вредного фактора на рабочем месте являться основанием для направления работника на медосмотр или это необходимо только в том случае, если уровень воздействия данного фактора позволяет отнести условия труда на соответствующем рабочем месте к вредным. Так, в судах представлены как одна, так и другая точки зрения.

Псковский областной суд признал правомерным привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП, причиной для которого послужил в том числе допуск к работе бухгалтеров без прохождения ими предварительного медосмотра. Государственный инспектор труда (а вслед за ним и суд) счел это нарушением положений приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2021 г. № 302н (далее – Приказ № 302н), который устанавливает в качестве вредного фактора, обуславливающего необходимость прохождения работниками предварительного медосмотра, электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) (решение Псковского областного суда от 14 мая 2021 г. по делу № 21-94/2021).

Дополню даже, что у меня был случай с консультируемыми, которые даже попросили составить им заявление для работодателя с требованием организовать прохождение медкомиссии с учетом требований Приказа Минздравсоцразвития, т.к. их работа составляет на ПК не менее 50% времени и составить план проведения медкомисии на текущий год.

Так же значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица составляет до 200 тысяч рублей.

Уголовная ответственность за несоблюдение правил охраны труда установлена ст. 143 Уголовного кодекса РФ. Данная статья будет применена к работодателю в том случае, если он умышленно допустит к работе лиц, не прошедших медосмотр или имеющих определенные медицинские противопоказания, и в результате таких действий будет причинен тяжкий вред здоровью одного или нескольких людей. Смерть одного или более человек в результате халатного отношения к соблюдению требований действующего законодательства также повлечет за собой уголовную ответственность.

  • медицинское учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество медосмотра и обоснованность заключений;
  • работник отвечает за своевременную явку на обследование;
  • работодателю придется отвечать за отсутствие должной организации медосмотров и за допуск к выполнению трудовых обязанностей лиц, которые не прошли обследование.

Размер штрафа за непрохождение медосмотра

Приказ от 28.01.2021 № 29н является основным, поскольку содержит не только те же самые перечни, утверждённые приказом № 988н/1420н (документ № 1), но и сам порядок проведения предварительных (при поступлении) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Честно говоря не совсем понятно, зачем вообще надо было издавать два практически идентичных документа?! Может лыжи не едут…

Приказ № 29н также вступает в законную силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

Внимание! Те, у кого сроки периодического медосмотра работников истекают в апреле 2021 года, могут попасть в тупиковую ситуацию!

Согласно п. 24 Приказа 29н (новый Порядок МО) поимённые списки должны быть составлены, утверждены работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра должны быть направлены работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между РАБОТНИКОМ и работодателем.

Мы полагаем, что разработчики ошиблись и тут имеется ввиду договор между работодателем и медицинской организацией! Вот именно эта ошибка и формирует тупиковую ситуацию.

Приказ Миздрава от 28.01.2021 № 29н вступает в силу 1 апреля и с этой же даты отменяется приказ № 302н (отмена предусмотрена совместным приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.2020 № 988н/).

То есть самая ранняя дата, когда вы вправе утвердить переработанные списки — 1 апреля 2021 года. А в медицинскую организацию его надо направить за 2 месяца до даты проведения медицинского осмотра, то есть медосмотр ранее 1 июня вы провести не сможете — это будет нарушением Порядка. Разработать и утвердить списки по новому порядку ранее 1 апреля тоже нельзя. Приказ ещё не вступит в силу. То есть, если срок периодического медосмотра истекает в апреле, то до июня вы его провести не сможете.

Читайте также:  Постановка на очередь через единый реестр жилья ВС РФ

По закону, всех, кто медосмотр не прошёл по истечении сроков, нужно отстранить от работы и это будет простой, причём оплачиваемый.

Но если Порядок давал бы возможность регулировать это срок договором, уменьшить его до 1 месяца, например, то все бы встало на свои места!

По ходу сравнительного анализа мы дадим пошаговый алгоритм действий, примеры заполнения форм документов по новым требованиям и вы сможете сразу скачать их электронные версии.

ШАГ 1 ПРОВЕДИТЕ РЕВИЗИЮ ИМЕЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТОВ
Подготовьте для работы (желательно электронные формы) документов, регламентирующих проведение медосмотров на сегодняшний день в вашей организации (положение, список контингентов, поименный список, бланки направлений на МО, форму журнала регистрации выдачи направлении на МО и заключений по результатам его прохождения, приказ об их утверждении).

Поскольку процедура проведения МО — часть СУОТ, то не следует ее ломать. Пересмотрите списки и сам порядок проведения в части нововведении по срокам, электронному документообороту и все.

Если их нет, не расстраивайтесь. Не придется ничего переделывать (сарказм).

ШАГ 2 СФОРМИРУЙТЕ БАЗУ ЭЛЕКТРОНЫХ ВЕРСИЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ
ШАГ 3 СОРИЕНТИРУЙТЕСЬ В ТРЕБОВАНИЯХ НОВЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С МАСШТАБОМ «БЕДСТВИЯ»
ШАГ 4 СОСТАВЬТЕ СПИСКИ
ШАГ 5 ОФОРМИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ШАГ 6 ПОЛУЧИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ/ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ И РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЙ

Теперь разберём подробнее каждый из шагов.

Штраф за непрохождение медосмотра

Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для организаций, проводящих СОУТ, также предусмотрена административная ответственность. В случае нарушения установленного порядка проведения процедуры на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей.

Положения ст. 143 УК РФ для лиц, на которых была возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда, устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Умышленный допуск к труду лица, не прошедшего обязательный осмотр врачей (равно как и имеющего противопоказания к работе) при определенных условиях может повлечь обвинительный приговор по указанной статье. Это возможно, если действия виновного находились в причинной связи с наступлением последствий в виде как минимум причинения тяжкого вреда здоровью одного человека.

На работодателя возложена обязанность по организации (в т. ч. выдаче направлений) и оплате всех видов медосмотров и освидетельствований, предусмотренных ТК РФ (п. 11 ч. 2 ст. 212). Одновременно он обязан не допускать к работе лиц, не прошедших указанные медицинские обследования (п. 12 ст. 212 ТК РФ).

Отметим, однако, что в правоприменительной практике на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу о том, может ли само по себе наличие вредного фактора на рабочем месте являться основанием для направления работника на медосмотр или это необходимо только в том случае, если уровень воздействия данного фактора позволяет отнести условия труда на соответствующем рабочем месте к вредным. Так, в судах представлены как одна, так и другая точки зрения.

Псковский областной суд признал правомерным привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП, причиной для которого послужил в том числе допуск к работе бухгалтеров без прохождения ими предварительного медосмотра. Государственный инспектор труда (а вслед за ним и суд) счел это нарушением положений приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2021 г. № 302н (далее – Приказ № 302н), который устанавливает в качестве вредного фактора, обуславливающего необходимость прохождения работниками предварительного медосмотра, электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) (решение Псковского областного суда от 14 мая 2021 г. по делу № 21-94/2021).

Дополню даже, что у меня был случай с консультируемыми, которые даже попросили составить им заявление для работодателя с требованием организовать прохождение медкомиссии с учетом требований Приказа Минздравсоцразвития, т.к. их работа составляет на ПК не менее 50% времени и составить план проведения медкомисии на текущий год.

Так же значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица составляет до 200 тысяч рублей.

Уголовная ответственность за несоблюдение правил охраны труда установлена ст. 143 Уголовного кодекса РФ. Данная статья будет применена к работодателю в том случае, если он умышленно допустит к работе лиц, не прошедших медосмотр или имеющих определенные медицинские противопоказания, и в результате таких действий будет причинен тяжкий вред здоровью одного или нескольких людей. Смерть одного или более человек в результате халатного отношения к соблюдению требований действующего законодательства также повлечет за собой уголовную ответственность.

  • медицинское учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество медосмотра и обоснованность заключений;
  • работник отвечает за своевременную явку на обследование;
  • работодателю придется отвечать за отсутствие должной организации медосмотров и за допуск к выполнению трудовых обязанностей лиц, которые не прошли обследование.

Уголовная ответственность работодателя за допуск к труду без медосмотра

Положения ст. 143 УК РФ для лиц, на которых была возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда, устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Умышленный допуск к труду лица, не прошедшего обязательный осмотр врачей (равно как и имеющего противопоказания к работе) при определенных условиях может повлечь обвинительный приговор по указанной статье. Это возможно, если действия виновного находились в причинной связи с наступлением последствий в виде как минимум причинения тяжкого вреда здоровью одного человека.

Санкция ч. 1 ст. 143 УК предусматривает при этом следующие наказания:

  1. Штраф. Он может быть либо назначен в твердой сумме (от 5 до 400 000 руб.), либо исчислен как заработок осужденного за период от 2 недель до 18 месяцев.
  2. Обязательные работы (от 180 до 240 часов).
  3. Исправительные работы (от 2 месяцев до 2 лет).
  4. Принудительные работы (от 2 месяцев до 1 года).
  5. Лишение свободы (от 2 месяцев до 1 года). При этом в качестве дополнительного наказания может быть назначено наказание в виде запрета занимать определенные должности (от 6 месяцев до 1 года), причем срок запрета начинает исчисляться только после отбытия основного наказания.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *